Вопросы журнала «Современная АЗС» руководству Уральского завода противогололедных материалов (УЗПМ), 01 мар 2015 — УЗПМ, Ижевск
https://www.high-endrolex.com/28

Вопросы журнала «Современная АЗС» руководству Уральского завода противогололедных материалов (УЗПМ)

  1. На Российских дорогах буйствует зима. Как там, у Александра Сергеевича: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь…» Кибитка удалая ушла в прошлое. Но снег и гололед зима преподносит регулярно. Иногда не спасает и зимняя резина. Как противостоять зимним сюрпризам и сохранить сцепление с дорожным покрытием в третьем тысячелетии?

Современные технологии и исследования в области зимнего содержания дорог позволяют создавать составы антигололедных реагентов, обладающих минимальным воздействием на человека и окружающую среду и с максимальной эффективностью плавления льда. Эти материалы полностью растворяются и либо удаляются с дороги вместе с подтаявшим снегом, либо уходят в ливневые канализации с талой водой, тем самым не увеличивая запыленность города.

Многокомпонентны е противогололедны е материалы состоят из комбинации природных минералов с добавлением компонентов, улучшающих их свойства: увеличение продолжительност и плавления льда, широкий температурный диапазон до -30 °С, увеличенная плавящая способность, полная растворимость без следов и грязи.

Добавление разных веществ в состав современных ПГМ позволяет избежать или минимизировать содержание хлоридов, понизить их коррозионную активность и негативное воздействие на окружающую среду.

Все это делает использование многокомпонентны х материалов более предпочтительным как для борьбы с крупными снежно-ледяными массами, так и для профилактики образования гололеда.

  1. «Использование химических реагентов на российских дорогах нужно запретить. Они отрицательно влияют на видимость (из-за "грязного тумана") и сцепление с дорогой (из-за "каши"), на подвеску и колеса машин, на здоровье и обувь пешеходов. Использование их на дорогах в борьбе с гололедом неоправданно». - Так считает депутат из комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев. Он уже направил обращение Дмитрию Медведеву с просьбой наложить мораторий на использование химикатов. Как продукция Вашего завода влияет на окружающую среду? Не подпортит ее какой-нибудь хлорид кальция?

ООО «Уральский завод противогололедны х материалов» единственная компания в России, которая работает над эволюцией ПГР совместно с НИИ и имеет собственную лабораторию. Так на протяжении 6 лет проводились всесторонние исследования с ведущими отраслевыми институтами. Действительно, оказалось, что использование однокомпонентных соединений ( например, только хлорида кальция или хлорида натрия), могут негативно сказаться на качестве реагента и на окружающей среде. Хлорид кальция и хлорид магния обладают низкой температурой плавления, но при этом образуют «маслянистую» пленку, которая способна, как вы правильно подметили, «подпортить» ситуацию: дорога становится скользкой. К тому же хлориды кальция и магния обладают высокой коррозионной активностью и агрессивны к обуви и меху. Хлорид натрия же засаливает почвы, портит водоемы, медленно топит лед, при этом прекращает работать при -8-10С.

Однако, если использовать эти соли в правильных пропорциях, и при этом добавлять к ним другие компоненты, их негативное воздействие можно значительно снизить, без потери эффективности. Что и было сделано нашей компанией совместно с институтами.

Безопасность всей линейки продуктов «Бионорд» подтверждена исследованиями ведущих отраслевых институтов.

Присвоен 4 класс – наиболее безопасные противогололедны е материалы.

На наш взгляд, нужно говорить не о запрете химических реагентов ( ими пользуются во всем мире), а о правильной технологии использования.

А именно: превентивная подсыпка небольшого количества перед снегопадами или заморозками, уборка рыхлой массы снега во время или после снегопада и снова подсыпка уже на оставшийся накат, который невозможно ничем с чистить.

Ведь основное назначение реагентов-растоп ить и/ или не дать образоваться НАЛЕДИ, а при образовавшемся накате довести его до состояния рыхлого снега, чтобы потом УБРАТЬ. Для этих целей достаточно растопить 15-20% снежной массы. Это всего 40-70 граммов «Бионорда» на м2.

При такой технологии не будет образовываться «грязный туман» - поднятая колесами машин вода.

Отказ от использования плавящих материалов приведет к транспортному коллапсу на дорогах. Даже если произойдет чудо, и в городах появится именно столько снегоуборочной техники, сколько необходимо ( сейчас это обычно 30-50% от требуемого), то во-первых, выйдя на дороги для уборки эта армия сама по себе парализует город, а во-вторых, все равно не добьется безопасных дорог. Ковши и щетки могут сметать только неукатанный снег. Тонкий слой льда, который отшлифовывают колеса, «черный лед», возникающий при низких температурах, корки ледяного дождя, все это можно убрать только при помощи плавящих противогололедны х материалов.

  1. Начало 2015 года ознаменовалось происшествиями на автозаправочных станциях, которые привели к публичным разборкам. Питерский посетитель АЗС на улице Бабушкина избил автозаправщика за не посыпанную реагентами металлическую ступеньку. В результате ДТП на АЗС в центре Нижнего Новгорода пострадал пешеход. Такие случаи в зимний период не единичны. АЗС теперь - не просто бензоколонка. Это большой многофункциональ ный комплекс. Какие реагенты вы посоветуете владельцам АЗС в свете новых решений?

Продукцией нашего предприятия обрабатывают более 130 объектов «Лукойл-центрнеф тепродукт» (АЗС, нефтебазы, АГНС). Мы советуем разделять сферы применения и тот эффект, который необходимо достичь. Если нужно быстро растопить лед и снег и вычистить заправку, как говорится, «под ноль», то это «Бионорд-универс альный». Если же территория содержится «в накате», и требуется обеспечить безопасность передвижения пешеходов по снежному покрову – то «Бионорд-тротуар ы», а для крутых подъемов/спусков – «Бионорд-подъемы ». Эти два продукта идут с мраморной крошкой. Она вплавляется в лед и моментально обеспечивает сцепление. Кстати, недавно, на АЗС «Лукойл-центрнеф тепродукт» в Москве мы запустили и розничный продукт в пластиковых ведрах по 5 и 10 кг. Такое ведерко поможет попасть в гараж, если ворота заплыли льдом, подняться без шлифовки или попасть домой, если дворник пренебрег своими обязанностями.

  1. Обеспечение безопасности для жителей один из приоритетов. Никто не хочет получать судебные иски за переломы и другие травмы из-за гололеда и неубранного снега. Какова вероятность ЧП при использовании продукции вашего предприятия?

В Москве, после того, как в 2010 году был всплеск уличного травматизма и количество пострадавших стало доходить до 8 тысяч человек в месяц, было принято решение обрабатывать тротуары реагентами на основе мраморной крошки и формиатов натрия. Такой состав был рекомендован научно-исследова тельскими институтами, как наиболее эффективный и безопасный для окружающей среды и обуви. Первый компонент не позволяет пешеходам скользить по льду, а второй помогает «впаиваться» данной крошке в лед, чтобы она надолго обеспечивала безопасность передвижения. В первый же год использования такого противогололедно го материала количество пострадавших зимой сократилось в 2,5 раза. И на протяжении этих трех лет держится практически на уровне летнего травматизма. За прошедшую зиму 2013-2014 травматизм на улицах Москвы из-за гололеда сократился вдвое по сравнению с прошлой зимой.

Так что вероятность ЧП при использовании нашей продукции может быть лишь в случае, если ее не использовали.

  1. Вероятно, у вас есть постоянные клиенты. В каждом регионе России зима проходит по-разному не только из-за климатических особенностей, но и из-за отличий в методах борьбы со снегом и льдом. Какие регионы России и федеральные трассы пользуются услугами вашей фирмы?

«Бионорд» был официальным противогололедны м материалом Олимпийских и Паралимпийских Игр в Сочи 2014. Им обрабатывали горные трассы и подступы к Олимпийским объектам. На данный момент крупные города России уже несколько лет используют современные многокомпонентны е материалы «Бионорд» – Москва, Казань, Уфа, Хабаровск, Владивосток, Екатеринбург. К ним присоединяются новые города и регионы, начинают использование реагентов для обработки центральных улиц. Шагая в ногу со времен и технологиями, многие отказываются от устаревших и финансово не выгодных способов обработки улиц в пользу современных пгм. Противогололедны е материалы от «УЗПМ» применяются более чем в 50 городах России и зарубежья. Совсем недавно мы осуществили поставку наших материалов в Норвегию и Молдавию.

  1. По слухам на рынке, в прошлом году ваше предприятие выиграло несколько конкурсов по качеству продукции и судебный процесс по поводу негативных рекламаций в прессе. И даже опубликовано опровержение?

Все верно, в 2014 году мы получили несколько сертификатов, подтверждающих высокое качество нашей продукции – «100 лучших товаров России», «Энергия эффективности» и другие. Компания получила диплом от Международного Олимпийского комитета « за вклад в экологическую безопасность страны».

Мы к такому признанию шли долго и упорно. Разработка новых составов, исследования, отладка производства- все то требует серьезных финансовых вложений, но и отдача стоит того. Однако, не все компании готовы вкладываться в совершенствовани е продукции. Некоторые предпочитают эти деньги тратить на «черный» пиар. В 2011-2012 году мы стали мишенью для такой атаки. На протяжении двух зим про нас писали различные небылицы во вполне уважаемом издании «За рулем». Статьи были признаны клеветой. Ни одно из утверждений журналисты так и не смогли подтвердить.

  1. Поведайте об уникальном противогололедно м материале «Бионорд». Как гласит народная молва, этот материал стал официальным партнером Олимпиады в Сочи?

Соответствуя высоким требованиям экологичности, "Бионорд" стал официальным противогололедны м материалом Игр Сочи 2014, а "Уральский завод противогололедны х материалов" поставщиком XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи и Партнером XI Паралимпийских игр 2014 года в Сочи. Все Олимпийские объекты, а так же маршруты Олимпийского и Паралимпийского огня обрабатывались противогололедны ми материалами «Бионорд». Продукция УЗПМ обладает высокой эффективностью плавления льда при низких температурах и минимальным воздействием на окружающую среду. Гранулы неправильной формы быстро проникают в снег, разрыхляя его и ослабляя связь с поверхностью дороги. В результате наледь и лед легко сметаются щеткой. Препарат полностью растворяется, не оставляя следов на очищенной поверхности.

  1. Весной еще продолжается распутица на дорогах. У вас наверняка есть и весенние рецепты?

Широкая линейка продуктов «Бионорд» позволяет содержать улично-дорожную сеть в надлежащем состоянии не только в зимний период, но и весной и осенью. Универсальное концентрированно е моющее средство «Бионорд-шампунь » эффективно удаляет нефтяные, масляные пятна, очищает дорогу после использования пескосоляной смеси, применяется для профилактическог о мытья перед применением противогололедны х материалов в осенне-зимний сезон. Бионорд-шампунь» эффективно работает в широком интервале температур: от +5°С до +45°С. Полностью разлагается, не причиняя вреда окружающей среде.

  1. В прошлом году вы были в Москве на международном форуме «ДОРКОМЭКСПО-201 4». Форум собирает всех дорожников и строителей. Из своего сегмента вы были единственным предприятием. У вас нет конкурентов?

Мы всегда участвуем в выставках и форумах, поднимаем активно тему безопасности дорог. УЗПМ – единственное предприятие, которое целиком посвящено разработке и производству реагентов.

  1. Ваш завод является членом Ассоциации зимнего содержания дорог, куда входят еще и ведущие ученые этой отрасли дорожного хозяйства, ведущие гигиенисты, которые оценивают влияние реагентов и технологии их применения на окружающую среду и человека. В прошлом году представители Ассоциации заявили, что необходимо создать федеральный регламент по борьбе с зимней гололедицей на дорогах. Расскажите о нем?

В настоящий момент в России нет федеральных нормативных актов, которые бы регламентировали применение противогололедны х реагентов, говорили бы, какого качества они должны быть, устанавливали бы нормы и правила уборки зимних дорог. Есть лишь ГОСТ по автомобильным дорогам, где говорится, что проезжая часть улиц должна быть чистой от бордюрного камня до бордюрного камня в любое время года да федеральный закон о безопасности дорожного движения. Остальные нормы носят рекомендательный характер и по большей части не соблюдается. Как не соблюдается и федеральный закон об обязательном прохождении Государственной экологической экспертизы на любые вещества, которые используются в населенных пунктах, чтобы исключить вероятность попадания опасных реагентов, содержащих токсичные соединения. Разработка технологии зимней уборки того или иного города находится в ведении муниципальной власти. С одной стороны это абсолютно правильно, ведь никто не учтет особенности климата, транспортного движения, состояние ливневых канализаций, экологического состояния окружающей среды лучше, чем местные дорожники и руководители ведомственных учреждений. С другой стороны, редко, кто разрабатывает технологию с учетом всех данных факторов, ведь это требует привлечение специалистов из многих сфер. Поэтому зачастую, технологии содержания городов похожи на выдержки из немногочисленных и устаревших нормативных актов, где прописано через сколько часов убирать снег, но ни слова не сказано, чем его убирать. Выбор противогололедны х материалов остается за подрядчиками, а те закупают самое дешевое, что есть: соль и песок. Члены Ассоциации прошлой осенью отобрали в нескольких городах пробы песка, которым этой зимой посыпают улицы. В некоторых оказалось превышение ПДК по мышьяку, свинцу и никелю в 5-15 раз! Ни одна проба не прошла по содержанию глины, по фракционному составу. Ну а о качестве технической соли, которая закупается, вообще лучше не упоминать.

Ассоциация зимнего содержания дорог сейчас является соразработчиком межгосударственн ого ГОСТа, который регламентирует минимальные требования к реагентам. Но это лишь первый шаг. Необходимо создавать и на федеральном уровне акты, которые упорядочили бы применение реагентов, позволили бы следить за их качеством. Ассоциация так же помогает разрабатывать технологии зимнего содержания для городов.

  1. Мы слышали и не раз о том, что документы, которыми регламентируется текущая ситуация, морально устарели. Им уже десятки лет, а наша жизнь разительно изменилась. Законодательная база нуждается в модернизации?

Несомненно. Появляются новые более безопасные вещества, разрабатываются системы погодного мониторинга, автоматические системы разбрызгивания реагентов. Производители техники создают современные снегоуборочные машины. Все это развивается в комплексе. Ко всему этому в «комплекте» должны идти и новые регламенты, должны ужесточатся требования, как к самой очистке дорог, так и к противогололедны м материалам. А мы по-старинке, ругаем дворников и посыпаем песком с солью, на которых потом скользим и снова ругаем дворников.

  1. В своей статье под броским заголовком «У Собянина получается лучше» Грег Кинг пишет: «Сегодня США приглядываются к довольно непривычному ноу-хау по очистке снега, применяемому в России. Этой зимой, благодаря переменчивой погоде, большинство американцев смогли ощутить, как живется в России». Говорят, французские эксперты тоже оценили многокомпонентны е смеси?

Да, из-за перемены климата многие страны лет пять уже находятся в растерянности: их обычные методы содержания дорог и обильное посыпание солью не срабатывает. В 2011 году во Франции высыпали более 2 млн тонн соли, однако, это их не спасло от недельного транспортного коллапса, когда во многих городах были перебои с продуктами. После этого дорожники и ученые начали смотреть в сторону многокомпонентны х смесей. Чтобы обезопасить людей и экологию от слишком смелых дорожников-экспе риментаторов, которые в отчаянной попытке хоть как-то справиться с гололедом, готовы были сыпать что угодно, в 2011 году Министерство транспорта Франции выпустило регламент, в котором были введены строгие ограничения по содержанию тяжелых металлов в веществах, применяемых как ПГМ, по коррозионной активности, по воздействию на почвы. То есть было сказано сразу: все, что в этих рамках-дерзайте, используйте. Все, что за ними-опасно. Кроме того, было проведено масштабное исследование, которое показало, что из всех веществ, которые способны плавить лед, лучше всего использовать формиаты натрия либо композиции солей с формиатом натрия. В общем, в 2011 году французы подтвердили те составы, которые наш завод вместе с российскими учеными «открыл» еще в 2006.

США по-прежнему страдают от снегопадов. При этом совершенно небольшое количество снега способно парализовать мегаполисы на несколько суток и вызвать дичайшие цепные аварии. Так прошлой зимой в Нью-Йорке и Москве выпало примерно равное количество осадков – около 150 см. Но при этом за два месяца в Нью-Йорке высыпали более 346 тыс. тонн соли и в феврале у американских дорожников закончились зимние запасы. Города практически дрались за дополнительные объемы. Стоимость хлорида натрия сразу же подскочила в разы. Москва же на площади в десятки раз больше Нью-Йорка за всю зиму использовала около 320 тысяч тонн многокомпонентны х материалов с формиатом натрия. При этом несмотря на залповые снегопады, столица России лишь замедлялась на несколько часов. Благодаря Технологии зимней уборки, в которой учтены все особенности города, продуманы до мелочей точки снегоплавилок, нормы и количество обработок, все это позволяет Москве двигаться. Представитель нью-йоркского Института транспорта и развития Максим Новиченко отметил, что «Москва должна быть законодателем практик по уборке и зимнему содержанию улично-дорожной сети».

Ну а нам бы хотелось, чтобы не только в Москве убирали снег по часам, но и в любом другом городе России было безопасно ходить по тротуарам и ездить по дорогам.

Для публикации в текущем номере журнала необходимо предоставить снимки хорошего разрешения и фото интервьюируемого .

На вопросы отвечал коммерческий директор ООО «Уральского завода противогололедны х материалов» Немировский Евгений Семенович.

https://www.high-endrolex.com/28